О пожарной сигнализации и системах оповещения

Согласно новой редакции Правил противопожарного режима в РФ руководителю организации нужно самому правильно определить периодичность проверок.
На разные технические средства производителями установлены различные межпроверочные сроки. В целом на установку пожарной сигнализации, сроки должны быть установлены проектной документацией в разделе пояснительной записки «Техническое обслуживание».

Подробнее о периодичности проверок читайте в нашей статье.

Пожарные извещатели следует размещать на несущих конструкциях. В подвесных потолках Армстронг несущей конструкцией является металлический каркас или ребра жесткости. Таким образом, пожарные извещатели надо устанавливать толька на ребра жесткости. Установка извещателей непосредственно на плиты потолка, в том числе в декоративных розетках, является нарушением требований пожарной безопасности. Данная позиция есть в письме ВНИИПО МЧС России от 08.11.2012 №12-4-02-5295.

Крупный российский производитель противопожарного оборудования ЗАО НВП «Болид» в 2013 году провел огневые испытания своих ДИП-34а-02, установленных в плитах подвесного потолка с монтажными комплектами МК-1 и МК-2 и получил отчетную справку ВНИИПО МЧС Россиии о соответствии такого размещения требованиям пожарной безопасности. Однако, указанный извещатель снят с производства, пришедшие ему на смену ДИП-34а-03 и ДИП-34а-04 такие испытания не проходили.

Общей правовой нормой, содержащейся в статье 210 Гражданского кодекса установлено, что «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». В области пожарной безопасности как раз «иное» законом и предусмотрено. Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность наряду с собственниками несут и «лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом», то есть арендаторы, наниматели, и пр. В праве такое положение называется содержательной коллизией, при которой специальная норма, в нашем случае Федеральный закон «О пожарной безопасности», имеет приоритет над общей, здесь Гражданский кодекс РФ.
Однако, это вовсе не означает, что арендатор должен отвечать за все вопросы пожарной безопасности. Во-первых, надо проверить определена ли ответственность за соблюдение пожарной безопасности договором аренды.

А во-вторых, часть требований пожарного надзора, причем наиболее затратных, можно отклонить на основании простого правила: объем ответственности не может превышать объема делегированных договором полномочий.

Так, если вы используете по назначению арендованное производственное здание, а пожарный надзор установил, что предел огнестойкости несущих конструкций не отвечает нормам, то ответственность должен нести собственник здания.

В практике органов пожарного надзора все требования пожарной безопасности по своему характеру условно делятся на «капитальные», требующие значительных материальных затрат на исполнение (например, огнезащита строительных конструкций, пожарная сигнализация и пр.) и «режимные» (например, содержание путей эвакуации свободными, наличие огнетушителей и пр.). Упрощенно, первые должны исполнять собственники имущества, а вторые — арендаторы.

Состав работ по обслуживанию систем автоматической пожарной защиты, в том числе и пожарной сигнализации, должен быть установлен регламентами, разработанными специально для каждой такой системы.

Регламенты разрабатываются на основании технической документации на оборудование, включённое в состав пожарной сигнализации (приемно-контрольные приборы, извещатели, источники питания и т.д.). Регламенты подразделяются на Регламент №1 — ежемесячное ТО и Регламент №2 — годовое ТО, дополнительно могут разрабатываться специальные Регламенты, например на сезонное ТО.

Вопрос кто разрабатывает Регламенты ТО имеет очень простой ответ — проектировщик. То есть в проекте на систему автоматической пожарной защиты уже должны содержаться Регламенты. Если же таковых в проекте нет, регламенты необходимо сделать самим или поручить их разработку обслуживающей организации.

Примерные регламенты, а также требования к проведению технического обслуживания приведены в ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», который и должен соблюдаться сервисной лицензированной организацией.

Очень часто можно встретить ссылки на применение Руководящего документа РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт», которые так любят пожарные инспекторы. Однако, документ представляет собой стандарт организации Международной ассоциации «Системсервис» и не имеет общеобязательного характера применения. Кроме того положения документа устарели и могут применяться только выборочно и добровольно.

В данном случае инспектор не прав. Действие гражданского законодательства в России во времени подчиняется простому правилу «закон обратной силы не имеет», что установлено статьей 54 Конституции РФ и статьи 4 Гражданского кодекса РФ. Исключение из этого правила в области пожарной безопасности предусмотрено только одно «если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара» частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Однако, в этом случае инспектор должен доказать наличие такой угрозы в суде и на основании соответствующих расчетов . Такой вариант — большая экзотика и, надо сказать, очень объемная бесплатная работа. То есть, в России не встречается.

Встречающееся мнение, что главный пожарный СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», действовавший в эру до принятия Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» распространялся на здания и сооружения запроектированные и построенные до его принятия ошибочен и проистекает из неправильного толкования пункта 1.1 СНиП 21-01-97*, а также непонимания системы нормирования в строительстве. Опустив доказательства просто примем, что указанный документ все же подчиняется общему правилу и не имеет обратной силы.

Таким образом, к зданию следует применять требования нормативных документов, действовавших в период его проектирования и строительства. В данном случае это Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» (утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 ноября 1954 г. по поручению Совета Министров СССР, введен с 1 января 1955 г.). Указанный документ Н 102-54 требования, аналогичного п. 6.9 СНиП 21-01-97* не содержал.

P.S. Данный вопрос-ответ это реальный случай. Орган ГПН по жалобе, поданной в административном порядке снял ряд пунктов предписания, в том числе пункт об отдельном выходе из подвала.

В соответствии с пунктом 7 Правил противопожарного режима в РФ, в редакции Постановления Правительства от 20.09.2016 г. №947, под объектом с массовым пребыванием людей понимается такое здание или сооружение, за исключением жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек.

В ряде других нормативных документов в области пожарной безопасности содержится также термин «помещение с массовым пребыванием людей», к таковым относятся «залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.» (п. 3.71 СП5.13130.2009, п.3.13 СП 7.13130.2009).

Тем не менее, объектом с массовым пребыванием людей может быть только здание или сооружение. Иными словами руководствоваться нужно пунктом 7 Правил противопожарного режима в РФ.